Объемный Голливуд
Впервые многоканальное представление -звука было использовано в 1941 году, ;| когда вышел в свет фильм студии Уолта | Диснея "Рап1аз1а". От монофонического звучания создатели картины перешли сразу к использованию трех каналов --'( левого, правого и центрального. Полу=чившийся формат записи был назван ;: Раптазоипй. Однако Вторая мировая "| 4 война временно приостановила разви-1 тие многоканального звука, и только Н| в середине 50-х годов появились но- ? вые коммерчески успешные форматы I окружающего звука. Кинематографические форматы с маг- я нитной записью звука на пленку про- ;1; существовали до середины 70-х годов.'! В 1974 году была представлена инновационная технология Оо1Ьу ;, Зтегео, использующаяся в большинстве! фильмов и поныне. Взамен магнитных ? звуковых дорожек, которые довольно д сильно шумели и со временем изна- а шивались, фирма Оо1Ьу предложила ;| использовать оптическую дорожку на :| которую точками (пикселями) записы=валась звуковая информация с двумя каналами звука. Эти две дорожки рас=положены там же, где и старая моно=дорожка, которую продолжали исполь=зовать для совместимости со старыми кинопроекторами. Поэтому фонограм=ма в новом формате могла быть счи=тана любым киноаппаратом если не в стерео, то хотя бы в монофоническом варианте. В 1992 году на премьере фильма "Бэт-мен возвращается" был представлен уже цифровой формат Оо1Ьу ЗК-0. Это формат шестиканального звука , а точ=нее, формат 5.1 - после 70-х годов в обозначении формата низкочастотный канал принято обозначать через точку из-за ограниченного частотного диа=пазона (не выше 300 Гц, обычно до 125 Гц). В настоящее время этот фор=мат является самым распространенным, в том числе и в домашних кинотеатрах. Широкой публике он больше известен под торговой маркой Оо1Ьу 0|^1а1, одна=ко профессионалы от кинопроизводства продолжают называть его 5К-Р..