Цифровой звук
 
 
Полезные ссылки
 
 
Реклама
 
Наши друзья
 
Аналог и цифра
Мастер-класс по цифровому звуку
Звуковые карты
Программное обеспечение для работы со звуком
Cамоучитель по работе с виртуальным звуком
Студийная Обработка Звука на ПК в Реальном Времени
Процессоры
Частоты
Мастеринг
Микширование
Практика записи
Звук   в   цифровом   кинематографе
Midi
Mp3
ЦИФРА, КОТОРУЮ СЛУШАЮТ
Цифровой звук и Интернет
Другие статьи.
Часть 3. Основы редактирования цифровых фонограмм

В отличие от редактирования аналоговых фонограмм на магнитной ленте, которое выливается в многократную утомительную перезапись с регулировкой параметров, постоянную резку и склейку ленты с невозможностью достаточно точно подогнать стыки и прочими неудобствами, работа с цифровой фонограммой представляет собой гораздо более четкий и удобный процесс. Прежде всего благодаря тому что цифровая фонограмм представляет собой последовательность числовых значений амплитуды (отсчетов, называемых по-английски samples — выборки), ее можно легко отобразить на экране в виде графика (осциллограммы) в любом удобном масштабе по горизонтали и вертикали. Кроме того, коль скоро фонограмма уже оцифрована (представлена с конечной точностью), то и «горизонтальные» операции (по временной координате) будут выполняться с той же самой точностью, и резать/склеивать фонограмму можно с точностью до одного отсчета, каждый раз делая это в четко определенном месте, а не приблизительно, как при монтаже ленты. И наконец, накопление погрешностей обработки, возникающих вследствие конечной точности представления, при аккуратной и грамотной работе происходит гораздо медленнее, чем при перезаписи аналоговых фонограмм.

Основные способы обработки цифровой фонограммы непосредственно обусловлены ее представлением в виде последовательности числовых значений амплитуды. Звуковой редактор оперирует с этой последовательностью во многом подобно тому, как текстовый процессор работает с текстом —  цепочкой символов различного начертания, размера, жирности и т.п. Если извлечь фрагмент последовательности и вставить его в другое место — между двумя отсчетами, которые до этого были соседними, то это будет аналогично резке/склейке ленты, вроде того, как фрагмент текста переносится в другое место документа. Если умножить каждый отсчет на фиксированное число больше единицы, это будет усилением интенсивности звука, а если множитель меньше единицы, то получится ослабление. Если менять множитель во времени, то это будет модуляция, и если он будет плавно нарастать или спадать, интенсивность звука в результате будет меняться таким же образом.

Как и в текстовом процессоре, в Cool Edit имеется курсор (Ruler) — пунктирная вертикальная линия, отмечающая текущую позицию в фонограмме и существует операция выделения фрагмента фонограммы протяжкой (drag) курсора мыши при нажатой левой кнопке. Нажатие правой кнопки в каком-либо месте фонограммы выделяет фрагмент от курсора до указанного места. После того как фрагмент выделен, его края можно подравнять с помощью той же правой кнопки. Если операции выделения производить вблизи верхнего или нижнего краев окна, то выделяется только один канал стереофонограммы. Двойной щелчок выделяет весь видимый в окне фрагмент.

Основные органы управления расположены между окном фонограммы и индикатором уровня. Слева - панель, напоминающая магнитофонную и сделанная по аналогии с нею (пуск, стоп, медленная и быстрая перемотка, запись). Обычная кнопка пуска (Play) запускает проигрывание с позиции курсора, а если выделен фрагмент — от начала до конца фрагмента. Треугольник в кружке делает то же самое, но до конца фонограммы (Play to End). Значок бесконечности зацикливает проигрывание.

Правее расположена группа кнопок горизонтального масштабирования (слева направо и сверху вниз): сделать крупнее, сделать мельче, показать всю фонограмму, развернуть фрагмент во все окно, сделать крупнее с центрированием левой границы фрагмента, аналогично — с правой границы фрагмента. В случае когда укрупнение позволяет видеть отдельные отсчеты, они изображаются квадратиками, которые можно непосредственно перемещать вверх-вниз, захватив мышью, чтобы изменять величины отсчетов. Таким образом можно быстро и эффективно удалять короткие щелчки, длительность которых не превышает нескольких отсчетов. Эти отсчеты нужно выстроить так, чтобы они естественно и гладко замыкали участок кривой, на котором находятся.

Справа от панели масштабирования находится индикатор текущего момента (то есть положения курсора в фонограмме), который может иметь различный формат: минуты и секунды, отсчеты, один из профессиональных форматов SMPTE, кадры компакт-диска. Формат индикатора, как и формат временной шкалы окна, можно изменить, открыв щелчком правой кнопки на временной шкале контекстное меню (пункт Display Time Format). Левой кнопкой эту область можно зацепить, чтобы подвигать фонограмму влево-вправо.

Еще правее предоставлены параметры выделенного фрагменты (Sel) и окна (View): начало, конец и длительность. Двойным щелчком в любом поле можно включить режим прямого редактирования значения в этом поле. Наконец, в самой правой части находятся кнопки вертикального масштабирования. Можно изменить формат представления амплитуды (значения отсчетов, децибелы, проценты от максимума), открыв контекстное меню щелчком правой кнопки в области значений справа от окна. Эту область также можно зацепить левой кнопкой и перемещать фонограмму вверх-вниз.

При выделении фрагментов удобно использовать эффект западания (snapping), аналогичный тому, как в обычных аппаратных регуляторах иногда имеются положения, где регулятор слегка фиксируется для удобства его помещения в заданные положения. В Cool Edit 2000 такими положениями могут быть крупные (Coarse) и мелкие (Fine) деления временной шкалы, а также специально указанные места фонограммы (Cues). Режим "западания" курсора мыши при выделении в каждом из таких положений управляется в меню Snapping, доступном как из основного пункта Edit, так и из контекстного меню временной шкалы.


Сайт создан в системе uCoz