Итак, у нас уже имеется фонограмма, считанная с компакт-диска или записанная с аналогового носителя. Если вы записывали ее сами, она должна получиться без превышения максимального уровня (пики амплитуды не достигают до границ окна). На компакт-дисках записи обычно хорошие, но встречаются (причем не только на пиратских копиях) и записи с сильно завышенным уровнем — это хорошо видно по положениям пиков. Если звучание в таких местах хотя бы слегка искажено, попробуйте укрупнить вид, чтобы стала отчетливо видна линия амплитуды. Превышение максимального уровня выглядит как принудительное ограничение: вместо плавного изгиба, который должен выходить за границу окна, получается что-то вроде горба со срезанным верхом. Автоматически исправить такие огрехи нельзя, поскольку информация о том, каким должен быть изгиб, безвозвратно утеряна, так что единственное, что вам остается, — это придать графику плавность вручную или посредством наложения огибающей (Transform -> Amplitude -> Envelope). Если таких срезов в фонограмме много, то удаление явно слышимых искажений может потребовать долгих часов работы.
Порой хочется убрать какую-то часть фонограммы: обрезать нудное повторение припева в конце песни, сократить затянувшееся вступление с аплодисментами и «разыгрыванием» на концерте или вырезать из середины «проигрыш», который, по вашему мнению, ломает изящную структуру композиции. Обрезание начала и конца можно делать достаточно грубо, поскольку потом все равно придется формировать в этих местах плавное нарастание или затухание громкости (Fade In/Out). Здесь можно просто выделить на глаз нужный фрагмент (на всякий случай лучше его предварительно прослушать), после чего достаточно нажать Delete или выбрать операцию Delete Selection из меню Edit. Кстати, есть и обратная операция Trim, которая оставляет только выделенный фрагмент, удаляя все остальное.
Удаление фрагмента из середины фонограммы гораздо сложнее, ибо нужно заботиться о стыковке краев, где уровень сигнала, его фактура и фоновый шум могут не совпадать. Попробуйте таким образом вырезать слова из речи — потребуется немало усилий, чтобы сохранить естественность динамики и интонации. А в случае с музыкой придется позаботиться еще и о сохранении ритмического рисунка.
Как правило, границы вырезаемого — как из начала и конца, так и из середины — фрагмента нужно выровнять по нулям, чтобы граница приходилась на момент перехода амплитуды через ноль или была достаточно близко от такого момента и чтобы после склейки краев амплитуда изменялась в том же направлении (возрастала/убывала). Тогда вероятность появления щелчка в образовавшемся стыке будет минимальна. Выровнять границы можно либо визуально, укрупнив вид, либо используя функцию Edit -> Zero Crossings, которая позволяет (в порядке следования пунктов меню) сузить/расширить выделение, сдвинуть его левую границу влево/вправо, сдвинуть правую границу влево/вправо до попадания на нулевые значения амплитуды. В стереофонической фонограмме функция пытается подобрать такой момент, где значения амплитуд обоих каналов достаточно малы.
При вырезании фрагмента из достаточно ритмичной музыкальной композиции можно воспользоваться функцией Edit -> Find Beats, которая сдвигает левую/правую границу выделения на очередную ритмическую долю (beat). Для удобства эта операция имеет горячие клавиши: «{» и «}». Если фонограмма обладает достаточно однообразной ритмической структурой, фрагмент выделен точно и его вырезка не нарушает ритмического рисунка, то можно добиться совершенно незаметного удаления фрагмента. Иногда место вырезки остается заметным, но на слух напоминает намеренную сбивку, встречающуюся и в целостных композициях, вследствие чего посторонний слушатель может вообще не обратить внимания на такую мелочь.
Как и в случае работы с текстом, вырезаемый фрагмент может быть просто удален, либо помещен в буфер обмена (clipboard). Второе достигается выбором операции Cut или нажатием комбинации Shift-Delete. Разумеется, фрагмент может быть и просто скопирован в буфер (Copy или Ctrl-Insert). Сохраненный в буфере фрагмент может быть впоследствии использован для операций вставки (Paste, или Shift-Insert), причем не только в Cool Edit, но и в любом другом звуковом редакторе, поскольку формат буфера универсален. Кроме стандартного системного буфера, Cool Edit 2000 поддерживает еще пять внутренних буферов; текущий буфер задается операцией Edit -> Set Current Clipboard.
Обычная операция Paste вставляет фрагмент перед отсчетом, на котором находится курсор, — точно так же, как это происходит со вставкой текста, либо заменяет выделенный фрагмент вставляемым. Операции Paste to New и Copy to New создают для фрагмента новый «звуковой документ», что удобно для разрезания фонограммы на более мелкие части: вступление, куплеты, припевы, проигрыши, завершение и т.п. Таким образом можно открыть несколько документов с заготовками, а потом скомбинировать их в новом документе. Операция Mix Paste служит для интеллектуальной вставки — подмешивания (Mix) фрагмента в фонограмму, замены выделенного фрагмента (Replace) наложения с затиранием (Overlap) либо вставки (Insert). Понятно, что для внедрения нового звука в фонограмму без ее разрыва должен использоваться режим смешивания (Mix), как это делается в микшерных пультах звукорежиссеров и диджеев.
Mix Paste позволяет изменить уровень вставляемого фрагмента, чтобы стыковка была менее заметна, а также сделать амплитудную склейку (Crossfade) стыкуемых краев, что очень полезно при вставке/замене, когда исходная фонограмма рвется. При амплитудной склейке края совмещаются не встык, а внахлест — с заданным временем перекрытия, а внутри такого перекрытия редактор автоматически делает плавное понижение уровня (Fade Out) для левого края и плавное повышение (Fade In) для правого. Вместе это дает перекрестное, или встречное, изменение уровня, которое носит название Crossfade. Звукорежиссер или диджей выполняет данное действие вручную, посредством одновременного встречного перемещения двух ползунков (Faders).
Описанные приемы принято именовать монтажом, по аналогии с резкой/склейкой лент. Операции, приводящие к изменению уровня или тембра звука, называют обработкой. Операции обработки собраны в меню Transform.
Основным и наиболее простым способом обработки сигнала является амплитудный (Amplitude), заключающийся в воздействии на величины отсчетов путем их умножения на какой-либо коэффициент. Главный прием амплитудной обработки — усиление (Amplify) с постоянным или переменным коэффициентом. Последнее называют также амплитудной модуляцией — в этом случае амплитуде сигнала в фонограмме придаются очертания другого, модулирующего, сигнала. Операция усиления (Amplify) в Cool Edit может выполняться с постоянным (constant) или плавно меняющимся (fade) коэффициентом. В первом случае равномерно усиливается/ослабляется весь выделенный фрагмент, во втором происходит плавное нарастание/спадание громкости по аналогии с введением (in) и выведением (out) регулятора на пульте. Изменение коэффициента может быть линейным (linear) или логарифмическим (logarithmic), причем последнее более естественно для слуха, но годится только для значительных (10 секунд и дольше) отрезков времени, иначе изменение будет слишком резким. Для быстрого нарастания/затухания удобнее применять линейное изменение коэффициента.