Цифровой звук
 
 
Полезные ссылки
 
 
Реклама
 
Наши друзья
 
Аналог и цифра
Мастер-класс по цифровому звуку
Звуковые карты
Программное обеспечение для работы со звуком
Cамоучитель по работе с виртуальным звуком
Студийная Обработка Звука на ПК в Реальном Времени
Процессоры
Частоты
Мастеринг
Микширование
Практика записи
Звук   в   цифровом   кинематографе
Midi
Mp3
ЦИФРА, КОТОРУЮ СЛУШАЮТ
Цифровой звук и Интернет
Другие статьи.
Звуковые карты: оборотная сторона медали
   
Эта статья родилась из "ругательного" письма в телеконференцию сети FIDO, посвященную звуковым картам Turtle Beach Systems. Будучи давним подписчиком телеконференций по звуковым картам в сетях FIDO и USENET, я постоянно обращаю внимание на нездоровый ажиотаж, сложившийся вокруг продукции компаний Advanced Gravis и Turtle Beach Systems; если карты Ultrasound знамениты в основном благодаря своей популярности у компьютерных музыкантов-любителей, то в отношении карт Tropez Plus, Fiji и Pinnacle (средний и высокий ценовой класс) бытует благоговейное мнение, что они просто-таки идеальны во всех смыслах, однако из-за их относительной дороговизны (Tropez Plus еще недавно продавался в Москве по $200-220) большинство носителей этого мнения основывается исключительно на рекламных статьях в прессе и на Web-сайтах, перечнях технических характеристик и восторженных отзывах счастливых обладателей.

    И у AG, и у TBS есть и свои фанаты, и свои группы телеконференций - чего нет, например, у Creative Labs, ESS Technology, Roland, Ensoniq или Yamaha; если AG в ноябре заявила о прекращении производства звуковых карт, то TBS с каждым годом все более агрессивно продвигает свою продукцию на наш рынок. Не обладая каким-либо предубеждением против TBS, я оптимистично закрывал глаза на различные большие и мелкие огрехи, постоянно встречавшиеся в картах и программах этой компании; и вот, дождавшись наконец появления долгожданных карт Malibu и Daytona, я принялся за тестирование... и в первые же полчаса выловил по парочке крупных огрехов в каждой. От избытка чувств и появилось то самое "ругательное" письмо в виде списка претензий к продукции TBS, задуманное, впрочем, не как огульная критика, а скорее - как призыв рассматривать TBS, как одну из компаний в ряду производителей популярных звуковых карт, но никак не "гуру" или "Hi-End Manufacturer". Позднее возникла идея сделать "антирекламную" статью, собрав в нее все распространенные недостатки известных звуковых карт и их программного обеспечения; однако начну я все же с Turtle Beach Systems.

    Собственно, популярность TBS и благоговейное отношение к ней со стороны многих пользователей и потенциальных покупателей гораздо больше основаны на прошлых, нежели нынешних заслугах этой компании. Чрезвычайно удачно выйдя в начале 90-х на рынок дорогих звуковых карт для IBM PC (на котором тогда практически не было конкуренции) с моделями Tahiti, Rio, Multisound и Monterey, компания до 1997 года фактически "стригла купоны", почти не развивая ни архитектуру самих карт, ни программное обеспечение к ним. Вообще, программное обеспечение - больная мозоль TBS, которая, однако, вроде бы начала проходить после объединения с Voyetra Technologies.

    Итак, карта Tahiti. Бесспорно хорошая карта, которая была бы популярна и сейчас, однако многие современные системные платы с нею просто не запускаются - в том числе и хваленая со всех сторон ASUSTeK TXP4. Сам набор Triton TX, которому приписывают вину, совершенно ни при чем - у меня на плате Zida (Tomato) 5DTX она работает прекрасно. На двух платах с набором Triton VX, где Tahiti пытались поставить третьей к двум другим ISA-картам, начинались не менее странные вещи: BIOS неверное определял частоту процессора, долго и со сбоями загружалась система, в то время как любая другая карта на месте Tahiti вела себя пристойно. Проблема чуть меньшая, но все равно неприятная: под Windows 95 после загрузки системы нет звука с дочерней платы, пока не будет запущен Tahiti Mixer.

    Карта Maui. Конфигуратор для DOS упорно не хочет настраивать ее на большую часть доступных "старших" IRq (с номерами более 9), утверждая, что они заняты, хотя все остальные карты успешно на них настраиваются. Комплект драйверов для Windows 95, который в неизменном виде уже более года лежит на сайте TBS, нам не удалось успешно установить ни на одной из пяти машин с тремя разными картами - система неминуемо зависала либо при загрузке, либо при первом обращении к карте. Пришлось удовольствоваться драйверами от Windows 3.1.

    Карта Tropez Plus. Первое, что бросается в глаза при первом же включении - чрезвычайно высокий уровень шума при записи и воспроизведении (от -70 до -55 дБ), совершенно не вяжущийся с заявленными в паспорте -89 дБ. На "хороших" системных платах вроде ASUSTeK T2P4/TXP4 и некоторых блоках питания уровень шума ниже, однако на обычных недорогих платах даже простые карты на микросхемах ESS и Vibra16c зачастую давали шум меньший, чем Tropez Plus. При переключении в Control Panel со стандартного режима 24 голосов на 44.1 кГц в режим 32 голосов на 33 кГц в звучании инструментов появляется весьма заметный звенящий призвук, порожденный, очевидно, передискретизацией самплов.

    Карты Fiji/Pinnacle. Первое же, с чем пришлось столкнуться - это весьма странная работа механизма PnP на двух разных системных платах с набором VX. Пока Fiji или Pinnacle стояли в одиночестве - все было в порядке, однако вместе с ними не уживались другие PnP-карты - ни звуковая ASUSTeK I-A16C (Vibra16c), ни сетевая на микросхеме UM9008. Если звуковая просто не могла настроиться на нужный набор ресурсов, то в сетевой после "общения" с Fiji/Pinnacle напрочь портилось содержимое NVRAM, восстановить которое не мог даже ее родной конфигуратор - спасал только PnP-конфигуратор Windows 95. При настройке в ручном режиме эти же две карты работали вместе с Fiji/Pinnacle без проблем. Попутно выяснилось, что довольно много карт Pinnacle было выпущено с ошибками в микрокоде, приводящими к зависанию компьютера; нужно, однако, отдать должное TBS, ибо фирма бесплатно присылает микросхемы с исправленной прошивкой.

Сайт создан в системе uCoz