Преобразование 8->16 было придумано, чтобы еще более увеличить объем памяти, доступной для самплов инструментов. 16-разрядные самплы перед загрузкой "свертываются" в 8-разрядные, а аппаратный интерполятор с достаточно высоким качеством восстанавливает их структуру прямо во время проигрывания. Наиболее ярко это проявляется в тех же играх и музыкальных трекерах для DOS - многие игры и трекерные модули используют 8-разрядные самплы, которые на других картах честно звучат на свои 8 разрядов, а интерполятор GUS превращает их в гораздо более приятные 16-разрядные. Я долго не мог понять, какое удовольствие слушать откровенно грязный звук 8-разрядных трекерных модулей, пока мне не довелось услышать их на GUS - там они звучали на порядок чище и лучше; однако, на мой взгляд, это говорит скорее не в пользу GUS, а против авторов этих модулей, сознательно ограничивших круг слушателей только пользователями GUS. Кстати, распространенное утверждение "GUS - карты для трекеров" правильнее было бы читать "Трекеры - программы для GUS", ибо это более верно и хронологически, да и в большинстве трекеров откровенно прослеживается нежелание добиваться приемлемого звучания на других типах карт.
В свете этих трех особенностей семейство Ultrasound совершенно теряет свою сакральную силу и предстает хоть и неплохими, но вполне рядовыми картами, MIDI-интерпретаторы которых - как под DOS, так и под Windows - опять-таки не имеют развитых средств управления синтезом в реальном времени. Можно еще упомянуть распространенную, но неизвестно откуда взявшуюся сказку про "32-канальный ЦАП" и "аналоговый смеситель каналов" - смеситель во всех моделях GUS самый, что ни на есть, обычный, цифровой, и ЦАП - тоже обычный, стереофонический.
И напоследок, коли уж я затеял столь обширную критику, было бы невежливо не помянуть недобрым словом старейшего производителя звуковых карт - компанию Creative Labs. Помимо исключительно приятных черт синтезатора EMU8000, используемого в группе карт AWE, он имеет и откровенно неприятную - цифровой эквалайзер, предназначенный главным образом для коррекции АЧХ воспроизводимых самплов с целью снижения вероятности переполнения цифрового сумматора каналов. Помимо того, что эквалайзер заметно портит звук, фильтр предобработки в редакторе инструментов Vienna SF еще и неточно согласован с ним по кривой АЧХ, за счет чего самплы из памяти синтезатора при воспроизведении получают завал на низких частотах, который изменением АЧХ самого эквалайзера не исправляется. Еще более неприятная проблема присутствует в моделях CT-3600 и 3620 карт SB 32 PnP: при записи или воспроизведении звука процессор карты периодически повторяет на внешнем MIDI-выходе последний переданный байт, отчего подключенный синтезатор может генерировать случайные звуки, терять ноты и спонтанно менять режимы работы. На просьбу пояснить происходящее отдел технической поддержки Creative Labs ответил стандартным предложением "поставить свежие драйверы", после чего отвечать перестал.
Есть и менее заметные огрехи - например, явственно "металлический" оттенок ревербератора, а также то, что в одних версиях драйвера AWE для Windows 95 контроллер Pan работает в реальном времени, а в других - нет, причем по времени выпуска это чередуется. Ряд NRPN управления синтезатором (огибающие, LFO) работают с банками SBK, но не работают с SF2. Некоторые версии программного обеспечения PnP-карт для DOS не желают устанавливаться при отсутствии Intel PnP Configuration Manager, хотя именно этот конфигуратор отнюдь не является жизненно необходимым - имея хороший конфигуратор более поздней разработки от той же Creative Labs, пользователь вынужден был вместе с ним искать более новый комплект программного обеспечения, а это около десятка мегабайт.
Кстати, Creative Labs первая придумала этот грандиозный рекламный трюк - включать в название карты число 64 и заявлять о "64-голосной полифонии". Хотя в описании достаточно ясно сказано, что аппаратура AWE64 обеспечивает те же 32 голоса, что и раньше, а дополнительные 32 дает программный синтезатор, имеющий гораздо более скромные возможности - это описание еще нужно прочитать, а до того изрядная часть покупателей, многие из которых еще и уверены, что 32 и 64 - это разрядность оцифровки звука, успели купиться и нахватать по бешеным ценам AWE64, которая ничуть не лучше (а по причине невозможности установки обычных SIMM - даже хуже) старого доброго SB 32. А Creative Labs, сняв сливки, сбросила цены на AWE64 более, чем втрое - тем самым вызвав новый всплеск продаж; теперь за нею последовала и TBS со своей "Malibu Surround 64".
Для полноты картины следовало бы пройтись и по простым недорогим картам вроде Edison или Sky Rocket, однако к ним подобные претензии возникают гораздо реже - по причине как крайне низкой цены, так и предельной простоты самих карт и их программного обеспечения. Единственная заметная проблема, которую я могу вспомнить в их отношении - это плохая инициализация карт с микросхемой ESS1868 на ряде системных плат (преимущественно 486) под Windows 95; проблема, впрочем, быстро устраняется установкой инициализирующих программ для DOS (последние версии программного обеспечения делают это автоматически).
И напоследок - о самом, на мой взгляд, больном месте всех звуковых карт - уровне шума. Мало того, что для подавляющего большинства карт он вообще не нормируется (как, впрочем, и другие характеристики вроде коэффициента гармоник, интермодуляции или переходного затухания) - почти нигде он не обладает мало-мальской повторяемостью. Например, карта, в паспорте которой указан уровень -80 дБ, в ряде случаев может шуметь на целых -60..-65, что даже может превышать шум "безымянной" карты в тех же условиях. Разумеется, что все эти параметры очень сильно зависят от "окружения" карты - блока питания, системной платы, стабилизатора процессора (импульсные меньше греются, но дают больше помех), соседних карт и многого другого; однако производитель, не указывая условий, в которых производились замеры параметров, ставит потребителя в тупик, вынуждая его подбирать окружение методом даже не логического или научного, а просто случайного или последовательного тыка.
Вот официально заявленные для некоторых карт соотношения сигнал/шум:
- Creative Sound Blaster AWE32 CT-3900 - 80 дБ
- Creative Sound Blaster AWE64 Gold - 90 дБ
- Прочие карты Creative Sound Blaster - 75 дБ
- Turtle Beach Monte-Carlo - 80 дБ
- Turtle Beach Tahiti - 85 дБ
- Turtle Beach Tropez Plus - 87 дБ
- Turtle Beach Fiji/Pinnacle - 96 дБ
- Gravis Ultrasound PnP - 80 дБ
- Ensouniq Soundscape Elite - 83 дБ
- Ensouniq Soundscape VIVO90 - 90 дБ
- Yamaha DB50XG - 96 дБ
- AVM Apex - 86 дБ