В последнее время наметился глобальный переход к магистрали PCI, что предполагает полную ликвидацию в компьютерах магистрали ISA. В связи с этим ряд фирм начал выпуск звуковых карт для магистрали PCI - вот эти карты действительно можно называть 32-разрядными, но только в смысле информационной магистрали. Цифровой звук в большинстве из них по-прежнему 16- или 18-разрядный.
"64-голосные" синтезаторы. История этого мифа почти полностью повторяет историю "32-разрядных" карт. Началось все с той же самой фирмы Creative, которая около года назад выпустила карту Sound Blaster AWE64 - улучшенную и обновленную модель AWE32. Кое-кто по старой привычке сразу счел ее аж 64-разрядной, но в это с трудом верится даже неспециалисту, да и везде сразу же было расшифровано, что 64 - это опять-таки количество голосов таблично-волнового синтезатора карты. Однако за этим скрывался ловкий рекламный трюк: в том синтезаторе, что расположен на карте (аппаратный синтезатор), голосов осталось по-прежнему 32, зато в комплекте программного обеспечения для Windows появился программный синтезатор Wavesynth/Waveguide, дающий дополнительные 32 голоса за счет программной эмуляции таблично-волнового метода синтеза. Сам по себе программный синтезатор весьма неплох, к тому же он использует и элементы метода Physical Modelling, основанного на моделировании физических процессов в источнике звука - струне, потоке воздуха и музыкальном инструменте в целом, отчего звук акустических инструментов - струнных, смычковых и духовых - становится более натуральным. Однако реально музыканту все же предоставляются два независимых синтезатора по 32 голоса в каждом, хотя Creative и предлагает свой Instrument Mapper для полуавтоматического назначения музыкальных каналов, и полностью отвлечься от заботы о том, в каком синтезаторе сколько голосов осталось, музыканту не удастся. Кроме этого, программный синтезатор весьма чувствителен к ресурсам компьютера - для его работы требуется не менее Pentium-90, (сама карта работает даже на 386), и в процессе работы он интенсивно использует процессор, отнимая его у других задач. И наконец, возможности программного синтезатора намного ниже, чем у аппаратного, кроме описанного метода моделирования, так что пользователь получает еще два совершенно разных синтезатора.
Кстати, пример Creative снова не остался без ответа - недавно фирма Turte Beach Systems выпустила новую модель карты Malibu Surround 64, где точно так же присутствуют два синтезатора - аппаратный и программный, по 32 голоса в каждом.
Совместимость с Sound Blaster 16. Sound Blaster 16 фирмы Creative был первой картой с грифом "CD Quality", выпущенной на массовый рынок. Подробности его реализации и программный интерфейс Creative долго держала в секрете, что отнюдь не стимулировало других производителей осваивать производство совместимых карт. Вместо этого многие стали выпускать карты, совместимые с предыдущей моделью Sound Blaster - SB Pro II, которая работала только с 8-разрядным звуком на частотах дискретизации 44.1 кГц (моно) и 22.05 кГц (стерео). Чтобы не идти в хвосте, эти производители разработали собственную архитектуру для работы с 16-разрядным звуком; структура и программные интерфейсы этих карт были совершенно несовместимы ни друг с другом, ни с SB 16. Положение частично спасла спецификация Microsoft Windows Sound System (MSS/WSS), однако она была принята лишь малой частью производителей звуковых карт, а остальные продолжили выпуск собственных (proprietary) архитектур и интерфейсов, обеспечивая лишь совместимость с SB Pro II. Все эти карты снабжались драйверами для Windows, при помощи которых они могли работать с 16-разрядным стереозвуком, однако под DOS большинство их них оставалось 8-разрядными картами, так как ни специальных "фирменных" утилит, ни описаний интерфейса производители не давали. В результате сложилось нечто вроде противостояния "SB 16" и "не SB 16", когда производители звуковых программ и игр под DOS включали в них поддержку SB Pro II в качестве базовой, и SB 16 - в качестве расширения, а пользователи карт "третьих фирм" были вынуждены довольствоваться значительно искаженным даже для игроманов 8-разрядным звуком. В то же время мало кто, особенно три-четыре года назад, действительно понимал разницу между этими картами, и любая карта с цифрой "16" в названии автоматически объявлялась совместимой с SB 16. На самом же деле такие карты появились чуть больше года назад; почти все они изготовлены на основе микросхем той же самой Creative, и лишь малая часть - на основе совместимых с SB 16 микросхем других производителей.
Натуральность звучания синтезатора. С того момента, как в области синтеза звучаний акустических инструментов таблично-волновые синтезаторы стали вытеснять имитационные (аддитивные, разностные, частотно-модуляционные), их преимущество в этом плане представлялось несомненным. Звук гитары или скрипки, смоделированный синтезатором одного из старых типов, лишь приближенно напоминал свой аналог, в то время как звук таблично-волнового синтезатора поражал своей натуральностью и естественностью. Благодаря этому сейчас любая карта с подобным синтезатором непременно содержит упоминание о "поразительно естественном звучании акустических инструментов". Однако на самом деле все далеко не так просто. Натуральность звучания очень сильно зависит от соблюдения условий записи и воспроизведения звуков, а многие, особенно недорогие, карты содержат наборы, записанные в откровенно неблагоприятных условиях, и нередко плохо состыкованные между собой. Кроме этого, последние исследования показали, что при восприятии звуков привычных инструментов существенен не столько тембр, сколько особенности звукоизвлечения - щипок или касание смычком струны, вибрация губ и языка при игре на духовых, а также различные приемы игры. Все это объединяется понятием "воздействие на инструмент", и в сложных синтезаторах имитируется специальными, порой достаточно сложными, алгоритмами. Большинство синтезаторов звуковых карт позволяет использовать эти алгоритмоы, однако для этого они должны быть соответствующим образом запрограммированы, для чего применяются так называемые звуковые банки. В ПЗУ синтезаторов и в стандартном комплекте поставляются обычно весьма посредственные банки, а банки с хорошими и натуральными звуками нужно или покупать, или делать самостоятельно. Из распространенных сейчас на рынке звуковых карт практически ни одна не имеет встроенного банка с качеством, сравнимым с серьезными инструментами.
Мифы вокруг Gravis Ultrasound (GUS). GUS были первыми массовыми картами с таблично-волновым синтезом; казалось бы, столь долгая история должна была способствовать их пристальному изучению, однако о них ходит, увы, больше легенд, нежели истин. Архитектура GUS действительно не совсем обычна - первая модель этой карты не имела отдельного канала воспроизведения цифрового звука, как все остальные звуковые карты - вместо этого звук выводился через свободные каналы синтезатора наравне с музыкой по MIDI. Кроме этого, синтезатор не имел ПЗУ, а только ОЗУ; для проигрывания музыки использовалась технология кэширования, когда в память загружались только используемые тембры. По сравнению с картами, в ПЗУ которых объемом 1-4 Мб записаны 128 мелодических и 37 ударных тембров, это же количество тембров в GUS занимало 5.6 Мб на диске, а в ОЗУ объемом до 1 Мб записывалось только 5-10%, отчего объем и качество отдельных тембров были заметно выше. Поскольку при сравнении чаще всего учитывался только объем памяти на карте, это породило миф о том, что синтезатор GUS сам по себе более мощный и качественный, чем синтезаторы подобных карт, хотя на самом деле все они, за редким исключением, примерно одинаковы.