Совсем практика…
Для стерео-мастеринга на домашней студии будет достаточно несколько программ, список которых я приведу:
Steinberg WaveLab 4.0 (модуль дитеринга UV22HR, имеется собственный автоматизированный модуль поиска артефактов Analysis - Global Analysis).
Waves X-Click,
Waves X-Cracle,
Waves X-Noise,
Waves Q10 Paragraphic EQ,
Waves L2 Ultramaximizer,
WaveArts MasterVerb,
OhmForce OhmBoys,
iZotope Ozone DX,
Sonic Maximizer,
t.c. electronic Spark FX VST (пресеты CD Mastering и CD PreMaster),
IK Multimedia T-rackS VST.
Последняя - только для любителей. Лично меня она сейчас не привлекает, хотя в свое время T-RackS достаточно нашумела своими математическими алгоритмами эмуляции ламповых приборов. Большинство из приведенных программ предусматривают операцию дитеринга (компенсации цифровых шумов квантования при переходе от одной разрядности на другую) априори. В WaveLab есть индикатор Bit Meter, который показывает текущую разрядность обработки, а алгоритм дитеринга Apogee UV22HR, использующийся в этом редакторе, считается одним из лучших в мире. В завершении Программ для мастеринга сейчас очень много, поэтому рекомендую просто автоматизировать данный процесс на понравившихся продуктах. Если вы делаете фонограмму для радио или ТВ, то не забывайте, что там стоят еще дополнительные процессоры многополосной компрессии, поэтому качества CD в трансляции вы никогда не услышите - частотный и динамический диапазон сужаются. В принципе, достаточно сделать фонограмму с RMS -12 Дб, и вы не будете проигрывать в громкости по сравнению с другими композициями. Если вы решите, что "мастеринга в домашних условиях" вам не хватает, то не забудьте сохранить версию файла, в которой еще не начали производить многополосную динамическую обработку. Поскольку после нее гораздо труднее произвести профессиональный мастеринг, а некоторые студии такую фонограмму вообще не примут. То есть, подведем итог, "мастеринг в домашних условиях" - это автоматизированная обработка звуковых данных для создания более-менее качественного демо, позволяющая его ротировать по радио и ТВ. Хотя я сторонник того мнения, что все зависит от специалиста. И еще я заметил тенденцию, что многие начинающие специалисты, провозившись долгое время с мастерингом, начинают по другому сводить, качественнее. То есть, опыт в этом направлениии - неотъемлемая часть современной звукорежиссуры.
Не следует ожидать, что, прочитав эту статью, вы тут же сможете производить мастеринг направо и налево. Цель ее - не научить вас как это делать, а познакомить вас с тем, что входит в понятие "мастеринг", чего от этого процесса можно ожидать и чего нельзя.
Начнем с терминологии. "Мастер" - это в данном случае то, что посылается на завод для последующего тиражирования. "Мастеринг" - процесс создания мастера, происходящий после записи и сведения. Некоторые педанты отмечают, что, на самом деле, обсуждаемое следует называть "премастерингом", поскольку "мастер", с которого и производится тиражирование, изготавливается непосредственно на заводе, а то, что туда посылается, называется "премастер". Однако поскольку процесс создания этого "мастера" лежит полностью вне нашей досягаемости, а термин "мастеринг" чаще всего используется именно для обозначения процесса создания продукта до его передачи на завод, то и я буду называть его "мастеринг".
Мастеринг может состоять из трех частей:
Монтажное редактирование.
Окончательная доводка звучания.
Вывод в требуемом формате.
Порядок частей в данном случае не обязательно определяет порядок действий. Например, если окончательная доводка звучания аналоговой записи производится в аналоговом виде, то лучше эту доводку произвести сначала, а затем уже перевести запись в цифровую форму для монтажного редактирования.