Максимайзер (Sonic Maximizer)
Это устройство, разработанное фирмой ВВЕ, лет 10 назад имело во многих отечественных студиях прямо-таки фантастическую популярность. Доходило даже до высказываний типа: "- Что?! У вас в студии нет максимайзера??? Что ж это тогда за студия-то?.." Затем постепенно интерес стал сходить на нет, и сейчас уже крайне редко где его можно встретить.
Во многом причины такой "скоропостижной смерти" кроются в непонимании и незнании возможностей этого прибора, обусловленном крайне неудачным его мануалом, носящим скорее рекламный характер, и мало что говорящим о его реальной конструкции и принципах действия. Постараемся в меру своих возможностей рассказать об этом, основываясь, в том числе, и на результатах собственных исследований.
В своей основе Sonic Maximizer несколько похож на "классический" энхансер, но - только несколько. Главное его отличие заключается в том, что максимайзер может работать как "в плюс", так и "в минус".
По структурной схеме Sonic Maximizer - это два обычных, типа "shelf", регулятора тембра по НЧ и по ВЧ. Но при этом регулятор НЧ, носящий здесь почему-то весьма гордо-загадочное имя "Low Contour" - самый обычный, который вы можете крутить сами, сколько хотите. А вот к регулятору ВЧ - пользователь не имеет непосредственного доступа, им управляет схема. Вы можете лишь устанавливать уровень ее вмешательства с помощью регулятора "Definition" - четкость.
Примерная упрощенная структурная схема максимайзера показана на рис.2.
Рис.2.
1 - регулятор тембра НЧ;
2 - регулятор тембра ВЧ;
3 - Фильтр ВЧ;
4 - полосовой фильтр ПФ;
5 - блок управления.
Сигнал со входа устройства поступает на регуляторы тембра, и одновременно - на два фильтра, ВЧ (3) и полосовой(4). При этом ФВЧ, соответственно своему названию, выделяет только высокочастотные составляющие, а полосовой фильтр ПФ - среднечастотные, лежащие ниже полосы пропускания ФВЧ. Сигналы этих двух полос звуковых частот поступают в блок управления (5), который сравнивает их величины, и на основе этого сравнения решает, что делать с ВЧ - поднимать или ослаблять.
Т.е. если прибор решит, что во входном сигнале уровень ВЧ слишком "задран" относительно середины, то он даст команду регулятору тембра ВЧ "ослабить" верха, если же наоборот - середина излишне "задрана", а верх слишком слаб - то поступит команда на подъем ВЧ. Регулировка эта осуществляется, правда, не скачком, а пропорционально разнице уровней СЧ и ВЧ.
Каким же именно образом осуществляется эта регулировка - повторимся - решает опять же максимайзер, а не вы. Вы можете только установить предел глубины этой регулировки регулятором "Definition" - четкость. Между собой различные модели максимайзеров отличаются, главным образом, частотами раздела фильтров СЧ/ВЧ и динамическими характеристиками цепей управления. Работу регулятора тембра ВЧ индицируют светодиоды со значком (почему-то) фазы {!!!ЗНАЧОК ФАЗЫ Ф!!!} указывающие, что сейчас происходит - подъем ВЧ (+Ф) , или завал (-Ф).
Так как за вас все решает "тупая железяка", то это устройство очень легко и часто обманывается. Например, попробуйте подать ему на вход среднечастотный сигнал (типа, скажем, флейты) - и послушайте результат. Шок - вам гарантирован! (Впрочем, это может произойти почти всегда, если использовать любое устройство не по назначению...) Очевидно, что наилучшее применение максимайзера ("железного", не путать с компьютерным Plug-in!) - это корректирование баланса различных, уже готовых и сведенных фонограмм, для приведения их к "единообразному" характеру звучания, или же обработка любых иных широкополосных сигналов.